ГЛАВНАЯ ИСТОРИЯ НОВОСТИ СПИСОК НОВОСТЕЙ ФОТОАЛЬБОМЫ ВИДЕО ФОРУМ УСЛУГИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ КОНТАКТЫ УПРАВЛЕНИЕ, СТРУКТУРА
ЧЛЕНЫ НАШЕГО КЛУБА КАРТЫ, ДОКУМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА НАШИ ДРУЗЬЯ Новости и деятельность МОИП
 

КОЖУХОВСКИЙ КОРЕНЬ


Мы отправимся сегодня с вами на святой источник не в российскую глубинку, а в саму матушку-Первопрестольную. Сохранила столица чистые родники, слава Богу.

Сквозь густой туман, чуть на пригорочке, смотрел мне в глаза... VII век. Встреча с ним оказалась неожиданной, и я засомневалась.

— Неужели VII век? Неужели село это древнее вот так и стояло все эти годы, да что я говорю — годы, века стояло.

— Стояло. Правда, было оно чуть меньше, чем сейчас, но и тогда предки наши вот с этого самого места, где мы стоим, могли смотреть на Кожухово. Давайте помолчим, древность многословия не любит.

Мы молчим и всматриваемся в туманную дымку, повисшую над деревней Кожухово. Только сорок минут назад сели мы в рейсовый автобус у метро «Выхино». Конечная остановка, и вот он, VII век, рядышком, только руку протяни.

— Ну пойдемте, напою вас чистой водицей из нашего святого родника.

Мы идем неспешно по слякотной дороге среди огромного капустного поля. Капусту уже убрали, но все поле пестрит темно-зелеными лохмотьями подмерзших листьев. Некондиция, зимовать ей теперь здесь до далекой еще весны.

Моя попутчица Нина Викторовна Буклина из деревни Кожухово. Родилась здесь, выросла и, хоть сейчас живет в Перовском районе, прикипела к своей малой родине. Схоронив маму, по очереди с сестрой наезжает она в Кожухово, в старый мамин дом с небольшим клочком земли в наследство. Дачница, как и многие москвичи? Нет, нет, не назвать ее дачницей. Нина Викторовна не просто любит Кожухово как место уединения и праздников после московских суетных будней, она кожуховская по сути своей, потому что жизнь родной деревни давно стала жизнью Нины Викторовны. И источник, на который мы сейчас идем, тоже забил здесь благодаря ее стараниям, ее упорству и ее молитвам.

— Безобразие! Вот уж безобразие! — восклицает она и наперерез по грязи бежит к высокому щиту на перекрестке двух дорог.

«Проезд к святому источнику на машинах запрещен» — читаю на щите. Слова очень правильные, а безобразие, потому что ретивые автомобилисты, которым лень пройти несколько шагов, этот щит развернули текстом от дороги. Не прочитаешь... Нина Викторовна бросается исправлять положение, трясет металлический столб, на котором прикреплен щит. Тяжело. Не под силу хрупкой и немолодой уже женщине. Бросаюсь помочь ей, мы вместе раскачиваем столб, но куда там, здесь нужна сила мужская, недюжинная.

— Ничего, мужиков деревенских кликну, они подсобят, — говорит Нина Викторовна, совсем обессилев.

Источник журчит под небольшой горочкой. Его хрустальная водичка, пробив себе крошечное устье среди кудряво вьющихся корней деревьев, бежит к небольшой речушке Рудневке. Над родничком маленькая иконка «Живоносный источник», лампадка с огоньком, который, бывает, гасит налетающий ветер, но чья-то рука обязательно затеплит лампадку вновь. Потому что идут и идут к живоносному источнику люди. Вот и сейчас, гремя пустым ведром, осторожно опускается к воде по деревянным ступеням пожилой человек. Ставит ведро под струю, ждет. Самое время познакомиться.

— Павел Григорьевич Крупнов. Да, да, местный, кожуховский. Всю жизнь здесь. Деревня наша древняя, слыхали? Семь веков простояла, не шуточки. Мы с женой, Ксенией Петровной, на чай только отсюда воду берем, посуду помыть, постирать — то из-под крана, у нас в деревне у всех водопровод а уж чай пить только отсюда.

Набираем воды и мы с Ниной Викторовной. За нами еще подошли двое из соседней деревни Руднево. Потом приехал мужчина с большой канистрой из Москвы.

— Я по выходным всегда сюда приезжаю. Запасусь водичкой и на неделю хватит.

Что же такого особенного в этой воде кожуховской, почему едут и едут к источнику непрестанно? Святой родник. А без святой воды в православном доме никак нельзя. Не только Павел Гаврилович и Ксения Петровна, но и все жители Кожухова не признают чай из водопроводной воды, а предпочитают эту, рвущуюся из недр земли и щедро заполняющую их бутылки, ведра, канистры. А еще заметили кожуховцы: вода эта святая врачует больные почки. У местного жителя совсем сын пропадал, мучился мочекаменной болезнью, врачи взялись лечить, да, видно, допустили передозировку лекарствами, началась страшная аллергия. Тогда и припал человек к источнику с молитвой и упованием на помощь Божию. Каждый день пил по стакану воды. Теперь здоров.

А Николай Запатаж живет в Люберцах, но приезжает за водой постоянно. Тоже мучился почками и тоже посоветовали кожуховцы пить родниковую воду. — Только благодаря этому источнику и живу, — подтвердил Николай.

На автобусной остановке женщина с пятилитровой пластмассовой тарой рассказывала другой громко, как не услышать:

— В Ухтомке одному мужчине сделали операцию, удалили почку. Так он стал пить кожуховскую водичку и уже десять лет живет. От него и узнала, вот и приехала.

Целебные свойства святого источника известны давно. Но -четыре года назад в начале лета обильно поливали капусту на близлежащих полях, и случилась беда — родник размыло. Тогда-то и подняли местные жители тревогу. Ведь родник Кожуховский не простой, сама Пресвятая Богородица явилась близ него перед Великой Отечественной войной под праздник Казанской иконы. Три девочки видели это чудное явление. Матерь Божия прижала к Себе хлебный сноп и плакала: предупреждала о надвигающейся беде. Две свидетельницы этого чуда умерли, а третья до сей поры живет в Кожухово, только как православный человек не разрешила назвать своего имени. Древняя Кожуховская земля хранит благодать того духовного события. О нем знают в деревне: старые передают молодым, бабушки — внукам, внуки своим детям. Как и положено, как и заведено было на Руси исстари.

Возродить святой источник было делом чести истинного кожуховца. Нина Викторовна рассказала, что очень помог Герман Александрович Шентерев. Кто он, этот человек, почему о нем мне говорили и другие селяне? Должность его, если полностью, называется так: председатель комитета общественного самоуправления общины деревни Кожухово. Некоторые зовут его просто деревенским старостой, а некоторые, шутя, — тараном. Спасать святой родник он начал с того, что сам пошел по «коридорам власти». Думаете, что я напишу сейчас о том, что там, в «коридорах», сидели черствые, далекие от жизни, люди? Главный специалист территориального отделения Госкомприроды по Восточному административному округу Надежда Николаевна Гордиенко приняла «805» Германа Александровича как сигнал к действию. Сто тысяч рублей выделили кожуховцам на финансирование работ по благоустройству родника. Поддержал и префект Восточного округа Борис Васильевич Ульянов.

Вскоре приехали в Кожухово рабочие. Представились. Мы из ЗАО «Экопроект». Благословясь, начали. Кажется, ну что за хитрость — привести в порядок родник? Ну собрались бы деревней, ну расчистили бы ключ от мусора, ну камушками бы обложили... Нет, дело обстояло куда сложнее и дилетантским энтузиазмом было не обойтись. Существует сложная система подземных вод, которую, при неумелом внедрении, можно серьезно нарушить. Необходим сначала проект работ, который требует немалых средств, сложных расчетов, исследований. И только когда проект был готов, приступили к самим работам. Бригада из пяти человек из «Экопроекта» жила в Кожухове месяц. Начались работы и пришлось прекратить «подачу» воды из источника. А деревенские так привыкли к родниковой водице! И тогда местный житель Николай Владимирович Солдатов берет отпуск и в нескольких метрах от основного родника «изводит» маленький. Легкая журчащая струйка робко зазвенела в низине речки Рудневки. Местные радовались и благодарили — с водой, слава Богу. А строители работали споро. Кожуховцы окружили их заботой и вниманием. Герман Александрович определил их на постой в близлежащую воинскую часть — тепло, чисто. А уж кожуховцы их баловали! Приносили с огородов свежую зелень и овощи, молоко парное, зазывали мыться в баню, приглашали к ужину. Каждый двор норовил оказать строителям расположение. Так издревле на Руси принимали пастухов. Сегодня в одном дворе гостит пастух на всем готовом, завтра — на другом, только бы пасли коров добросовестно. Коровка-то, она с голоду пропасть не даст. А здесь — водичка. Святая, целительная, благодатная. Не может деревня обойтись без такого привычного теперь родника, вы работайте,а мы уж вас не обидим. А еще очень переживали селяне за стройматериалы, а ну как растащат? Один местный житель, не раздумывая, предложил сложить стройматериал у него во дворе. Надежно и собака есть.

Освящение родника (Фото из архива Экополис-Косино)

— Все старались. Святой родник объединил нас, дело-то общее, — сказал Герман Александрович.

— Да ты сам петуха на суп рабочим принес, забыл, что ли? Последнего петуха отдал! Герман у нас человек добрый, душа у него широкая, — это Нина Викторовна Буклина.

Да уж, русская душа — явление особое и, слава Богу, не занесенное еше в Красную книгу. Древнее село Кожухово не растеряло на пыльных дорогах истории лучших качеств предков, открытости, щедрости и упорства. Здесь рады человеку, который с добром. А уж если со злом — извиняйте... Когда-то давно задумали лбы государственные деревню снести. Не дали. Всем миром встали за свое родненькое Кожухово. И не только за свои наделы и дома вступились. За память. Ведь если пройти по дворам, то что ни изба, то Буклины, Бахаревы, Каталкины. Из рода в род шла фамилия, обрастая новыми именами, новыми событиями и новыми подвигами.

— Мы тут все между собой родня, — шутят в Кожухово. На крепком корне стоит деревня, VII век не шуточки, и воды много утекло, и много русских людей от того корня напитало душу русским духом. Именно этот, неистребимый с VII века, русский дух не позволил только посокрушаться у размытого источника. Жалко, конечно, но что делать? Поднялись за источник всей деревней, а уж как радовались тоже всей деревней, когда наконец наступил долгожданный день — его освящение. Народу собралось! Мне рассказывали, что склон к источнику местные жители украсили ковром из живых цветов, особым, продуманным заранее рисунком раскинулся этот ковер перед радостным взором православных. Новенькая, пахнущая смолой деревянная лестница, тоже украшенная цветами, вела к светлому роднику, журчащему весело, рвущемуся из новенькой трубы. Освятил родник священник из храма в Косино отец Василий. Живи, родник! Питай русские души, утоляй жажду, исцеляй страждущих. Тебя не дадут в обиду, потому что здесь не дачный поселок, где все разобщены и каждому до себя, — здесь древняя русская земля Иванов, не забывающих своего родства ни на минуту, недра той земли — твои недра. Утешай, радуй, благословляй живой водицей. Маленькая иконка «Живоносный источник» на роднике надежно сокрыта от непогоды. Она вставлена в оргстекло и заделана камушками. Сорок дней простояла иконка в алтаре одного московского храма и было отслужено перед ней сорок молебнов. Теперь она здесь, у святого родника. Освящение, так получилось по милости Божией, состоялось в день Покрова Пресвятой Богородицы. Когда-то предки нынешних кожуховцев все шли в этот день в храмы, молились, причащались. А еще играли свадьбы. На Покров, женились русские люди охотно. И к родникам святым шли, и крестились, прежде чем зачерпнуть пригоршней серебристую влагу. Много было здесь родников. И вот еще один Покров, и перекликается он с тем, давно ушедшим в глубокую историю журчащей песней, славящей Божию Матерь, простершую над кожуховцами свой благодатный омофор.

— Хорошо бы купальню еще здесь соорудить, — размечталась Нина Викторовна Буклина.

— А что, и соорудим, думаешь, не одолеем? — спрашивает Герман Александрович.

— А где деньги-то возьмете? — опускаю я их с небес на землю.

— Деньги... Да сбросимся всей деревней, цемента купим, сами камушками днище выложим.

А что, и сбросятся. И выложат. Они, кожуховцы, такие. Я иду по скользкой дороге от родника к деревне, и мне не скользко. Николай Солдатенков посыпал песочком опасную тропинку, дабы ходили добрые люди и не падали. Тропинка привела к дому Валентины Викторовны Чистовой, отогреться, чайку попить да и побеседовать.

— На родник-то я еще девчонкой бегала. Мама скажет — сбегай, дочка, за водой, я мурцовку сделаю. Я побегу.

— А что такое мурцовка?

— Вы мурцовку не знаете?! Да это же объедение! Хлеб черный покрошить, лучку зеленого порезать, укропчика, хорошо посолить, залить нашей кожуховской водичкой. И — за милую душу. А знаете, как у нас в деревне солят огурцы? Раскладывают их по банкам и заливают холодной водой прямо из источника. Вкусные получаются, хрустят. И чай особый на водице нашей. Вот сейчас сорву несколько ягодок калины, добавлю веточку бальзамина и сами убедитесь.

Чайник стоит на плите. И скоро, совсем скоро засвистит. Скорей бы.

Опубликовано:23 Июль, 2009 14:28, Просмотров:269, ]]>Печать]]>

  Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

* Ваше имя:

* Текст:

Контрольный вопрос

Количество времен года (сезонов), прописью?