20 Февраль, 2014
ОТКРЫТО О МУСОРОСЖИГАНИИ

Пульт управления МСЗ-4

Безопасность сжигания мусора – одна из главных тем, волнующая жителей районов, административно граничащих с объектами переработки твердых бытовых отходов. Именно поэтому, инициативная группа жителей микрорайона Кожухова обратилась к руководству МСЗ - 4 с просьбой провести для них ознакомительную экскурсию на предприятии.
К слову сказать, в такой ситуации, руководство завода повело себя открыто, и без промедления дало согласие на встречу. Тем более такое мероприятие могло быть полезно и самому производству, ведь при общении с жителями лучше понимается настроение людей, их озабоченности, тревоги и волнения. Кстати, на поверку оказалось, многие тревоги жителей были напрасными, а экскурсия оказалась еще и познавательной. Например, мало кто из жителей знал, что завод не просто термически безопасно утилизирует мусор, но и вырабатывает энергию – электрическую и тепловую, являясь по сути, ни чем иным, как теплоэлектростанцией, работающей на альтернативном топливе – мусоре. Также, многие не знали и о применяемых на предприятии современных технологиях сортировки мусора по фракциям: металл, стекло, пластик, бумага, картон. Выделенная фракция, как оказалось, направляется прямо с завода на предприятия переработки, дающие вторую жизнь вчерашнему мусору.

Сортировка мусора

Но вернемся к экскурсии на «оригинальную» мусорную теплоэлектростанцию, которая для жителей микрорайона Кожухова началась с осмотра весовой, расположенной при въезде на предприятие. С виду – все просто: шлагбаум на въезде, шлагбаум на выезде, железные весы, помещение операциониста с кучей мониторов и датчиков. Однако, все простое с виду оказалось не таким простым на деле. Выяснилось, например, что по периметру весовой, в месте остановки машины – организован самый настоящий радиометрический контроль. Система датчиков, работающих в автоматическом режиме, исключает возможность попадания радиоактивных отходов на промышленную часть территории теплоэлектростанции и соответственно в топку термической переработки. Если, к примеру, мусоровоз «зафонит», дорогу ему автоматически закроют шлагбаумы. Как правило, допустимое фоновое значение радиации мусора колеблется в диапазоне 5-7 микрорентген в час. При повышении фона хотя бы до 10 микрорентген у операциониста сработает световой и звуковой сигнал – «Радиационная опасность». К слову заметить - подобные ситуации возникают крайне редко. Но, если уж, что-то случается, то специалисты РОДОН, МЧС и СЭС, оперативно прибывают на место, выявляют источник заражения и, соблюдая все меры предосторожности эвакуируют опасный груз. Как правило, источниками заражения являются «радиационные памперсы», которые иногда онкологически больные люди выкидывают в обычный мусор, хотя делать этого нельзя.
Что и говорить, на теплоэлектростанции, в отличии от мусорок и свалок, действует жесткая система доступа и учета поступающих отходов. Вплоть до килограмма все взвешивается при въезде, заносится в компьютерную базу данных и архивируется, чтобы можно было проверить что, кто, когда и откуда привозил. А как иначе? Иначе на теплоэлектростанцию отходы не провезёшь. Также посетители завода, обратили внимание и на другие машины, как позже выяснилось, подвозящие гашеную известь и угольную пыль, необходимые для производственных процессов. Это абсорбенты, улавливающие в дымовых газах вредные вещества. Вспомним активированный уголь из домашней аптечки. Когда живот болит и съели чего не то – выпил таблетку, и она притягивает и выводит все вредное из организма. Так и абсорбенты, применяются для улавливания вредных веществ, но только в дымовых газах.
После весовой, в метрах ста, зал бункера накопителя. Здесь, в огромном здании с высоченными потолками и мощными вытяжными системами несколько выстроенных в ряд «Камазов» приступают к разгрузке. Почему-то на фоне огромного пространства и глубокого железного бункера-накопителя машины и выгружаемый мусор кажутся игрушечными. А вот огромная лапа грейферного крана, перемешивающая и перемещающая горы мусора на движущийся конвейер в сторону пункта сортировки, выглядит могучей исполинской рукой великана.
На пункте сортировки четыре поточные линии обеспечивают выделение из общего потока мусора до 12% полезной фракции, кстати, поступающей обратно во вторичную переработку. Так из пластиковых бутылок вновь изготавливается синтепон, из бумаги – картон и рубероид, из боя стеклянной бутылки – новое стекло и лампочки. Особенно ценной фракцией, как нам пояснили, считается металл. Показывая на площадку с горой из спрессованных металлических кубиков, директор завода не без гордости поясняет – «Как пирожки разбирают покупатели, сами и приезжают за ними».
Далее стена в три ряда высотой из больших метровых кубов спрессованной бумаги. Отдельно стоят от металлических брикетов и тоже ожидают погрузки в фуры заказчиков. Даже пластиковые кубы из спрессованных ПЭТ бутылок построены как на параде. Каждый строй -своего цвета. Строй коричневых кубов и строй светлых. Оказывается цена у них разная. Светлые кубы из голубых и зеленоватых бутылок стоят дороже.

Но что же с той самой термической утилизацией мусора? – спрашиваем - Где она? - Вот здесь – показывает директор предприятия на бетонные стены. Котлы вы целиком не увидите – они вмонтированы в бетон, видны
лишь их железобетонные горловины. Чтобы их увидеть, поднимаемся на лифте на пятый этаж. Вот они – железные воронки. Почему-то не такие уж и большие, как рисовало воображение. Не удивляйтесь, - замечает директор, словно угадывая наши мысли - теплоэлектростанция хоть и большая по площади, и вы это видели с улицы, но в основном за счет площадей, отданных под системы фильтрации, которые занимают 60% всех производственных площадей. Вот такая серьезная фильтрация на современных заводах. Но к этому мы еВажно отметить, что процесс термической утилизации отходов с выработкой тепловой и электрической энергии полностью автоматизирован. Компьютерная система позволяет управлять ходом технологического процесса на всех стадиях термической утилизации. Человеческий фактор при этом сведен к минимуму. Несколько операторов дежурной смены в центре управления контролируют течение всех процессов и работу автоматики. Информация выводится на мониторы в графическом виде. Интересная особенность – на стене, помимо мониторов – три большие кнопки – кнопки аварийного выключения каждой печи. Над ними еще одна – единственная и покрупнее – выключает все линии сразу. Но этого еще никто не делал с момента открытия – такая серьезная на теплоэлектростанции автоматика. Кстати технология термической переработки на заводе – японская, фирмы Эбаро. Коэффициент полезного действия такой системы очень высокий, а очистка дымовых газов уже начинается в самой печке – на то они и японцы, чтобы все делалось с высокой эффективностью.

Теперь вернемся к системе фильтрации дымовых газов. Все современные теплоэлектростанции на альтернативном топливе построены по схеме, обеспечивающей минимальную вероятность образования вредных веществ. Для этого выполняется ряд технических мероприятий. Во-первых, температура в топке поддерживается в диапазоне 850-900 градусов. И в зависимости от того, хорошо горит мусор или плохо, включаются автоматические газовые горелки, для поддержания нужных температур. Во-вторых, время пребывания дымовых газов и образующейся золы в зоне высоких температур составляет не менее 2 секунд. Все это значительно снижает вероятность образования вредных веществ, включая диоксины, в отличие от открыто горящих свалок, где без всяких фильтров 100% диоксинов попадает в воздух.
Процесс очистки дымовых газов на теплоэлектростанции регулируется шестиступенчатой системой фильтрации и автоматикой всемирно известного Франко-Германо-Голландского концерна Allstoune. Все оборудование находится на гарантии и сервисном обслуживании фирмы производителя. Поэтому изменить установленный режим работы технологических узлов, систем фильтрации, и вообще вмешаться в работу электроники никто не может. Более того, вся информация о составе дымовых газов в трубе в реальном режиме времени контролируется независимой организацией
Мосэкомониторинг. Так что сведения на любую дату и час о консистенции дымовых газов можно получить не только на заводе, но и в независимой экспертной организации.
С точки зрения энергообеспеченности, предприятие полностью независимо, так как мусор, поступающий сюда, является топливом. Кстати, на обычных электростанциях топливом служит уголь, мазут, сланцы, которые тоже термически перерабатывают. Интересно, а на сколько сильна очистка дымовых газов на обычных электростанциях? На много ли безопаснее строить обычную электростанцию в городе для выработки электроэнергии?
Эксперты отмечают, что работающая тепло электростанция на мусоре выделяет практически только пар. В этом воочию убедились и собравшиеся, почему-то посчитавшие, что предприятие в этот день не работает. На деле же оказалось, что завод работал, что называется, на полную катушку. Просто мощная система фильтрации установленная на заводе, очищает дым практически до состояния пара. А видимость дыма, наблюдается только осенью, зимой и весной, когда температура воздуха опускается ниже +5°С и пар становится видимым. Примерно так же, когда мы дышим в холодную погоду – видим пар.
Представители аналогичных зарубежных теплоэлектростанций, работающих на мусоре, посещая предприятие в Рудневе, не раз отмечали высокие показатели уровня очистки дымовых газов. При этом особое внимание обращалось на то, что по многим показателям уровень фильтрации в десятки раз превосходил требования европейского экологического законодательства. Точно так же, соответствует нормам жесткого европейского законодательства и показатель уровня диоксинов на выходе системы фильтрации. Причем проверку данного и остальных параметров осуществляют не специалисты завода, а независимые экспертные организации. Кстати ловушка-уловитель диоксинов экспертов должна находиться в жерле трубы не один день, чтобы накопить такой уровень диоксинов, который можно будет различить современной аппаратурой. Важно заметить, что по данным европейских исследовательских организаций, все вместе взятые в мире электростанции на альтернативном топливе – мусоре, выделяют менее 1% всех образуемых в мире диоксинов. При этом, основным загрязнителем окружающей среды является сталелитейная промышленность - 46% всех образующихся в мире диоксинов, а также производства, связанные с плавлением пластиков и изготовлением кабеля - 22% диоксинов.

Помимо высокой степени фильтрации, теплоэлектростанции на мусоре позволяют исключить загрязнение грунтовых вод и попадание в почву фильтрата, образующегося при гниении мусора на свалках. Более того, вместо перегнивания в почве, мусор отдает энергию. Так подсчитано, что в Европе генерируемая электрическая мощность на теплоэлектростанциях достигает сотен миллионов киловатт часов электроэнергии в год. При этом,
благодаря своей экологической безопасности, теплоэлектростанции на мусоре работают в центре Парижа, Лондоне, Вене. Рудневская же теплоэлектростанция, расположенная за люберецкими полями аэрации, за пределами МКАД. По своей мощности, она не является крупной и вырабатывает в год около 65 млн кВт.ч из 250 тысяч тонн мусора. Тем не менее, электроэнергии, передаваемой в городские сети данной теплоэлектростанцией достаточно для освещения всей Московской кольцевой автомобильной дороги в течение круглого года и ночью и днем.
Конечно, в Европе теплоэлектростанций на альтернативном топливе – мусоре значительно больше – более 450. И эффект энергоотдачи значительно выше. Например, для сравнения, там из мусора производится не 65 миллионов, как у нас, а 26 миллиардов киловатт часов электроэнергии, что обеспечивает электричеством в полном объеме 12 миллионов жителей. Эти же теплоэлектростанции дополнительно вырабатывают для нужд потребителей более 65 миллиардов киловатт часов тепловой электроэнергии, обеспечивая теплом 11 миллионов жителей Европы.
Примечательно, что при этом Европейцы экономят до 35 миллионов тонн сланцев, угля и других видов топлива, необходимых для производства такого количества энергии. И это не удивительно, поскольку в Европе ученые выяснили, что 1 тонна мусора способна выработать столько энергии, сколько выделится при сжигании на обычной электростанции 200 литров дизельного топлиНо вернемся к экскурсии. Было у кожуховцев очень разумное предложение – наладить в районе постоянный мониторинг здоровья населения, а также независимый экомониторинг. Причем не только на МСЗ, а прежде всего на границе жилой застройки, чтобы каждый день иметь информацию о состоянии воздуха. Предложение справедливое, тем более, что сегодня станции экомониторинга следят за состоянием воздушной среды в микрорайоне Кожухово в режиме реального времени. Однако информирование об экологической обстановке в районе налажено неважно. Что не выгодно, ни предприятию, ни жителям. Тем более, что отсутствие достоверной информации порой провоцирует всевозможные слухи и домыслы.

Станция мониторинга в Кожухово

Понятно, что размещение специальных табло является делом дорогостоящим. Но существует Интернет-сайт района, где можно ввести специальную рубрику. По мнению жителей, было бы правильным создать и постоянно действующую общественную комиссию, наделенную полномочиями по посещению МСЗ. Против гласности руководство МСЗ не возражало. Добро пожаловать!

ИСТОЧНИК

Все права сохранены  ©  Клуб защитников природы

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://xn----otbbfcdscaecd3ad3o.xn--p1ai/news/a-318.html