ГЛАВНАЯ ИСТОРИЯ НОВОСТИ СПИСОК НОВОСТЕЙ ФОТОАЛЬБОМЫ ВИДЕО ФОРУМ УСЛУГИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ КОНТАКТЫ УПРАВЛЕНИЕ, СТРУКТУРА
ЧЛЕНЫ НАШЕГО КЛУБА КАРТЫ, ДОКУМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА НАШИ ДРУЗЬЯ Новости и деятельность МОИП
 

Учебно-методическое пособие по практикам в Москве и Подмосковье, для экологических факультетов 2-го курса

Косино, как один из объектов студенческих практик — стр. 9-19

Памяти проф. В.Д. Скарятина
и проф. А.А.Касьяненко,
много сил и времени отдавших
организации студенческих практик
и работе со студентами
ПОСВЯЩАЕТСЯ

Введение

Учебные практики – важная составная часть процесса обучения студента любого естественнонаучного факультета, в том числе экологического. Формирование будущего эколога немыслимо без получения им необходимых знаний и, как это модно теперь говорить, «компетенций», в области познания окружающего мира: природных и природно-техногенных систем.

Кроме того, не следует забывать, что: «Полевая практика студентов является необходимым и обязательным элементом экологического образования, что было заложено в концепцию образования при создании экологического факультета, который был создан в Российском университете дружбы народов (РУДН) 25 лет назад» [22].

Целью учебной практики является закрепление и углубление теоретических знаний об основных компонентах экосистемы (приземных слоях атмосферы, поверхностных и грунтовых водах, почвах, растительности, формах рельефа, почвообразующих породах и др.), а также овладение методиками отбора образцов, ведения полевой документации, привязки координат изучаемого объекта современными средствами, фотодокументации, написания отчёта и составления тематических карт.

В задачи учебной практики экологического факультета РУДН обычно входит:
1. закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях первого и второго курса по базовым дисциплинам;
2. выработка у студентов навыков наблюдений природных процессов и явлений, а также вклада техногенеза в формирования облика современных городских ландшафтов;
3. овладение методикой полевых исследований, фиксирования, сбора и обработки полевых материалов, изучения природно-территориальных комплексов.

Необходимость написания данного пособия, как это видится авторам, обусловлена отсутствием учебно-справочных материалов, позволяющего студентам легко ориентироваться в перечне городских и природных объектов Москвы и Московской области, рекомендованных учебными программами экологического факультета РУДН к обязательному посещению (и традиционно посещаемыми студентами в сопровождении преподавателей с 2000 г.). В свою очередь молодым преподавателям экологического факультета РУДН такое справочное пособие просто необходимо, чтобы быстро составлять индивидуальную программу для каждой группы (бригады) в условиях постоянно корректируемой учебной программы и «ползущих» сроков проведения практики.

Таким образом, основным назначением данного учебно-методического пособия является помощь студенту (второго курса экологического факультета РУДН) и преподавателю (участвующему в этой программе) в прохождении учебной практики Техногенные экосистемы (название практики).

Вид практики: Учебная практика
Тип практики: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Цель и задачи практики: практика «Техногенные экосистемы» является учебной практикой и направлена на углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний, а также на получение первичных профессиональных умений и навыков в области антропогенного воздействия на компоненты природной среды.

Основные задачи практики:
- изучить компоненты природной среды как объекты хозяйственного использования;
- научиться выявлять источники вредного антропогенного воздействия на компоненты природной среды и человека;
- овладеть первичными навыками оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Практика «Техногенные экосистемы» в соответствии с требованиями ФГОС 3+ направлена на формирование у обучающихся следующих компетенции:
- владение знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии (ПК-14);
- владение знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии (ПК-16);
- владение знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития (ПК-18).

Пособие составлено с учётом многолетнего (2002 – 2018 гг.) опыта проведения студенческих практик экологического факультета РУДН в г. Москве и Московской области, в условиях отсутствия единого учебно-научного полигона (УНП) закреплённого за факультетом (ВУЗом).

Большинство из объектов, перечисленных в настоящем пособие, уже более 10 лет посещаются студентами, обучающиеся по направлению «Экология и природопользование» в ходе практики второго курса, под руководством сотрудников кафедры Судебной экологии с курсом экологии человека.

Студенты, обучающиеся на экологическом факультете по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», частично посещают те же объекты (в основном музеи), а кроме того имеют самостоятельную программу летней практики первого курса, которая будет изложена в отдельном пособии.

Об одном из таких объектов - Музее В.И. Вернадского (геологический музей на ул. Моховой г. Москвы) хотелось бы сказать особо, в связи с его ролью и значением в становлении полевых студенческих практик на факультете в целом, и развития межвузовского взаимодействия в первой четверти XXI века.

Именно здесь, в Государственном Геологическом музее им. В.М. Вернадского РАН (ГГМ РАН) проходила первая конференция «По итогам студенческих практик» в октябре 2009 г., под руководством проф. экологического факультета РУДН Скарятина В.Д.

В дальнейшем конференция «По итогам студенческих практик проходила на экологическом факультете РУДН и на географическом факультете МГУ (ГЗ МГУ, Экоцентр и второй гуманитарный корпус). В конференции ежегодно принимали участия студенты МГУ, РГСУ, РУДН, БГУ и многих других вузов РФ и РБ. Последняя конференция проходила в МГУ в 2017 г.

Авторы надеются, что пособие может быть полезным студентам других ВУЗов Москвы и Московской области, не имеющих собственных многолетних традиций и опыта проведения студенческих практик для первого и второго курса, либо утративших таковой опыт вследствие экономических неурядиц 90-х годов, но испытывающих необходимость в таковых на современном этапе.

Авторы также надеются, что пособие будет способствовать возрождению утраченных связей меж ВУЗами Москвы по совместному проведению практик первого и второго курса и возрождению конференции «По итогам студенческих практик».

Полный текст можно посмотреть здесь: https://vk.com/id61861859?w=wall61861859_239%2Fall

#Экопособиестудентам
#ЭкоцетрМГУ
#ЭкоконференцияВузовМосквы
#ЭкополисКосино
#РУДНэкопособие
#памятиСкарятинаВД

Опубликовано:27 Апрель, 2020 18:19, Просмотров:267, ]]>Печать]]>

  Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

* Ваше имя:

* Текст:

Контрольный вопрос

Естественный спутник земли, с прописной буквы?