ГЛАВНАЯ ИСТОРИЯ НОВОСТИ СПИСОК НОВОСТЕЙ ФОТОАЛЬБОМЫ ВИДЕО ФОРУМ УСЛУГИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ КОНТАКТЫ УПРАВЛЕНИЕ, СТРУКТУРА
ЧЛЕНЫ НАШЕГО КЛУБА КАРТЫ, ДОКУМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА НАШИ ДРУЗЬЯ Новости и деятельность МОИП
 

СТРАСТИ ПО ДИОКСИНАМ

Что показала общественная инспекция на мусоросжигательном заводе в Руднево

Жители Кожухова обратились к мэру Москвы с письмом. В нем была выражена озабоченность в связи с тревожной экологической обстановкой, сложившейся в этом районе массовой застройки. «перед окнами жителей 9-го микрорайона, - пишут новоселы, - расположен мощный мусоросжигательный завод. От него рукой подать до завода по утилизации опасных биологических отходов «Эколог». Недалеко от пересечения улиц Дмитриевской и Лухмановской продолжаются работы на люберецкой свалке. Безжизненный террикон другой свалки (полигон «Кучино») возвышается к востоку от 9-го микрорайона в направлении города Железнодорожный. Соседство с промышленными Люберцами, а также полями фильтрации тоже не способствует улучшению экологии района».

Особую тревогу кожуховцев вызывает мусоросжигательный завод (МСЗ). «По заявлению руководства ГУП «Экотехпром», - пишут они, - завод построен по самым современным технологиям и экологически безвреден, проводится постоянный мониторинг выбросов. Но на этот счет есть серьезные сомнения. Во-первых, количество ступеней очистки выбросов на МСЗ № 4 меньше, чем на современных аналогичных предприятиях в городах Западной Европы ( там примерно от 8 до 11 ступеней). Во-вторых, возможно выполнять постоянный мониторинг состава отходящих газов по многим параметрам, но анализ содержания диоксинов в газовой смеси и частицах золы оперативно и в непрерывном режиме «на трубе» выполнять невозможно, для такого анализа нужно время и специальное дорогостоящее лабораторное оборудование (приборы-спектрометры). В-третьих, основой обеспечения относительной безопасности работы таких предприятий является тщательная ручная сортировка отходов перед сжиганием для извлечения ценного сырья и раздельного поступления «несовместимых» с экологической точки зрения отходов в печь. Нетрудно подсчитать, что при мощности завода в 250 тысяч тонн в год необходимо отсортировать вручную 684 тонны отходов в день (136 пятитонных грузовиков), или более 28 тонн в час при условии круглосуточной работы сортировщиков».

Исходя из этого, жители опасаются, что в печь летит все подряд: аккумуляторы, ртутные лампы, канистры с отработанными технологическими жидкостями… Вывод они делают такой: «Заложенный при проектировании технологический цикл не соблюдается, поэтому реальные экологические показатели завода не могут соответствовать проектным».

Информация к размышлению

Сжигание мусора обходится дороже его захоронения. Однако правительство Москвы не перекладывает эту разницу на горожан и дотирует сжигание из бюджета.

Экскурсия началась с осмотра системы радиометрического контроля. Она расположена на въезде на предприятие и предназначена для того, чтобы исключить возможность попадания сюда радиоактивных отходов. Если в мусоровозе зафонит, дорогу ему перекроют. Как правило, фоновое значение радиации привозимого мусора колеблется в диапазоне 5-7 микрорентген в час. При повышении фона хотя бы на 10 микрорентген сработает световой и звуковой сигнал, который поднимет на ноги дежурного весовщика. Пока таких случаев на МСЗ №4 в отличие от других объектов «Экотехпрома» не было. Ну а когда радиоактивные отходы все-таки попадаются, у же вызывают специалистов МЧС и СЭС, которые утилизируют опасный груз в специально отведенном месте.

На заводе действует жесткая система компьютерного учета поступающих отходов. Шлагбаумы открываются только после того, как будет получена информация, что машина с мусором имеет право доступа на заводскую территорию и с точи зрения радиации оасности не представляет. Здесь же. На въезде, взвешиваются поступающие на завод химические препараты, предназначенные для работы системы газоочистки. В основном это гашеная известь и известняк.

За всем этим осуществляется видеонаблюдение, и «Картинка» в режиме реального времени поступает в головной офис «Экотехпрома» на Полянку.

Еще один механизм контроля – талонная система. Образцы номерных талонов утверждены постановлением правительства Москвы и изготовлены на типографии Гознака. Сам талон состоит из трех частей. Одна из них остается на заводе, подтверждая факт того, что здесь приняли машину с мусором. Вторая со штампом МСЗ передается на автобазу, как подтверждение того, что отходы привезли именно сюда, а не свалили где-нибудь в лесу. Третью часть (также со штампом МСЗ) водитель мусоровоза отдает заказчику в доказательство того, что мусор действительно Доставлен по месту назначения.

Информация к размышлению

Весь привозимый на завод мусор проходит предварительную сортировку. Благодаря этому МСЗ №4 дает для повторного использования до 80 тонн прессованного картона, около 100 тонн стекла и 100 тонн металлолома.

К чести руководства «Экотехпрома» его позиция достаточно открыта. Отсутствие достоверной информации о характере деятельности МСЗ считается недоработкой, и инициатива по встречам с населением должна исходить прежде всего от предприятия.

К тому же, когда новоселы получали и покупали жилье в Кожухове, естественно, никто не предупреждал, какое соседство их ожидает. Но, заехав в новые квартиры, многие испытали легкий шок уже после беглого осмотра окрестностей. У тех, кто живет повыше, из окон видны МСЗ, завод по уничтожению биоотходов «Эколог», Люберецкая свалка, Кучинский мусорный полигон, трубы крематория… Тем, кто поселился внизу, тоже обольщаться не приходится: загрязнение почв по кадмию в районе Косино-Ухтомский составляет 5-6 ПДК!

Как известно, у страха глаза велики. Тем более что у многих новоселов – семьи, маленькие дети. Что бы там ни говорили, все перечисленные объекты представляют определенную экологическую опасность и сами по себе, и при возможных техногенных авариях. Понятно, что технологии обезвреживания отходов развиваются, но тем не менее определенная опасность при непосредственном соседстве с теми же мусороперерабатывающими предприятиями сохраняется, это признают во всем мире.

Вполне естественно, что у жителей Кожухова возникло желание не только знать понимать, что происходит вокруг, но и каким-то образом влиять на экологическую ситуацию в районе проживания. Так и появилось письмо к мэру.

Однако к чести посетившей мусоросжигательный завод делегации, она не напоминала «безбашенных» крикунов из «Гринписа». Действуя в духе старой доброй традиции – если у тебя есть сосед, с ним обязательно надо познакомиться, - новоселы приехали на завод, что называется, с открытым забралом. И каждое свое сомнение подкрепляли конкретными цифрами, почерпнутыми из открытых источников. Чувствовалось, что к визиту на МСЗ они серьезно подготовились.

К примеру, когда речь зашла о рукавных фильтрах, с помощью которых образующиеся в процессе сжигания отходов дымовые газы подвергаются глубокой очистке, гости высказали следующее сомнение. Сославшись на отчет английского медицинского сообщества за 2005 год, где анализируется воздействие мусоросжигательных заводов на здоровье населения, они заявили, что рукавные фильтры задерживают частицы лишь до 9 микрон, в то время как основную опасность для здоровья представляют мелкие частицы размером 2 микрона – не проблема. Практически все европейские столицы сегодня имеют на своей территории то или иное количество МСЗ. И не только европейские. К примеру, в Токио свое мусоросжигательное предприятие есть практически в каждом крупном районе, а еще несколько заводов построено в море на сваях. А в том же Лондоне мусоросжигательный завод производительностью 420 тыс. тонн расположен в двух километрах от исторического центра города. Система газоочистки в нем практически не отличается от рудневского МСЗ.

Что касается количества ступеней очистки выбросов, то этот показатель принципиального значения не имеет. По новым европейским требованиям во главу угла ставится качества работы мусоросжигательных заводов, которое, в свою очередь, определяется показателями загрязняющих веществ на источнике выброса – дымовой трубе. Все современные МСЗ, которые проектируются и строятся в Москве, ориентированы именно на европейские экологические нормы. Они, кстати, на сегодняшний день более жесткие, чем российские.

Информация к размышлению

Процесс термического обезвреживания отходов на МСЗ № 4 полностью автоматизирован. Компьютерная система позволяет управлять ходом технологического процесса на всех стадиях сжигания твердых бытовых отходов. На заводе установлены три технологические линии производительностью 13,5 тонны отходов в час.

В ходе встречи много говорилось и о санитарно-защитной зоне вокруг завода, которая предусмотрена в том числе в связи с выпадением на землю неотфильтрованных осадков высокотоксичной золы с высоким содержанием диоксинов. Чрезвычайная канцерогенная и мутагенная опасность этих химических веществ известна.

Диоксины накапливаются в организме и могут приводить к серьезным нарушениям иммунной системы и генетическим проблемам. Диоксины опасны даже в ничтожных количествах, а понятие «предельно допустимая концентрация» (ПДК) для них не существует.

В некоторой степени избежать попадания частиц опасной золы в организм можно было бы путем снижения пылеобразования на территории вокруг завода. Но сейчас санитарно-защитная зона – это безжизненное поле. С учетом постоянного ветра пыль и песок оттуда разносятся по территории жилой застройки. По мнению новоселов, посадка леса на этом поле была бы первым шагом в борьбе за улучшение экологии района и органично сочеталась бы с созданием парка на территории природного комплекса в долине речки Рудневка. Создание этого парка, кстати, предусмотрено постановлением правительства Москвы от16 августа 2005 года, и в ходе недавнего совещания в Кожухове мэр Юрий Лужков призвал ускорить проектные работы на этом направлении.

Что касается диоксинов», современные мусоросжигательные предприятия построены по схеме, обеспечивающей минимальную вероятность их образования. Для этого выполняется ряд технических мероприятий. Во-первых, температура в топке поддерживается в диапазоне 850-900 градусов. И независимо от того, хорошо горит мусор или плохо, включаются автоматические газовые горелки. Во-вторых, время пребывания дымовых газов и образующейся золы в зоне высоких температур составляет не менее 2 секунд. Все это снижает вероятность образования диоксинов. В отличие от открытых горящих свалок процесс этот на МСЗ регулируется автоматической системой и контролируется дежурной сменой. Кстати, функции ее на предприятии фактически сводятся к тому, чтобы наблюдать, как работает техника. Каким-то образом вешаться в эту работу, нарушить технологический цикл человек не в состоянии. После того, как немцы привезли и наладили на заводе свое уникальное оборудование, влезть в компьютерную программу не сможет даже самый продвинутый хакер. Причем система эта будет работоспособна даже в том случае, если МСЗ обесточат. Впрочем, это маловероятно хотя бы потому, что предприятие полностью энергозависимо, так как мусор, поступающий сюда, является топливом для получения электроэнергии.

Информация к размышлению

Генерируемая электрическая мощность на МСЗ №4 составляет 105 млн. кВт,ч в год. Часть ее – 53 млн кВт.ч идет на собственные нужды предприятия, а излишки электроэнергии передаются в сети ОАО «Мосэнерго».

Однако если технологию сжигания отходов гости уже готовы были признать пусть не безобидной, но удовлетворительной ( с оговоркой о неукоснительном соблюдении всех инструкций на всех этапах технологического цикла), то замысел увеличить мощность МСЗ № 4 более чем вдвое – с нынешних 250 тысяч до 600 тысяч тонн в год, прямо скажем, восторга у них не вызвал, тем более что заводы такой большой мощности в Европе практически отсутствуют. По их мнению, на фоне прочих экологических «радостей» - свалок, полей фильтрации и т.д., это явный перебор.

По валовому годовому техногенному выбросу (данные на 1998 год) этот район в Подмосковье «вне конкуренции» - более 180 тонн на квадратный километр! Трехзначных значений этого показателя в Московской области нигде больше нет. Даже по сравнению с занимающим соседнюю позицию в таблице и также крайне неблагополучным в экологическом отношении Каширским районом, превышение по выбросам – троекратное. Это расплата не только за чрезмерную концентрацию промышленных предприятий, но и за те же многочисленные свалки, поля фильтрации и т.д.

И хотя показатели эти почти за 10 лет, возможно, изменились, но наверняка не настолько, говорят новоселы, чтобы Москва не учитывала их при размещении на территории Кожухова каких-то новых промышленных объектов или увеличении мощности МСЗ.

Иными словами, позиция кожуховцев такова: раз уж построили здесь мусоросжигательный завод, в который город инвестировал значительные средства, пусть работает. Но ничто не мешает повышать безопасность этого завода, внедрять на нем новое, более совершенное оборудование, наращивать мощности очистных сооружений.

Кроме того, жители призывают жестко следить за соблюдением технологии сжигания. Их настораживает, к примеру, такая «мелочь». Руководство МСЗ уверяет, что дым из заводской трубы при температуре выше плюс 4 градусов Цельсия не виден, так как это фактически водяной пар. Между тем новоселы даже в летнюю жару иногда наблюдают (и фотографируют) темный дым, идущий из трубы. Что это – нарушение технологии? Или кто-то, учитывая нашу не слишком-то педантичную ментальность, кидает в топку что-то не то?

Есть у кожуховцев и еще одно разумное предложение – наладить в районе постоянный мониторинг здоровья населения, а также независимый экомониторинг. Причем не только на МСЗ, а прежде всего на границе жилой застройки, чтобы каждый день иметь информацию о загрязненности воздуха. Раз уж есть здесь такие предприятия и свалки, раз уж роза ветров в Москве такова, что все в основном несет на восток и юго-восток, кожуховцам хотелось бы знать, чем они дышат.

Сегодня информирование об экологической обстановке в районе поставлено плохо. А отсутствие достоверной информации только провоцирует слухи и домыслы. Понятно, что размещение специальных табло является дело дорогостоящим. Но существует Интернет-сайт района, где можно ввести специальную рубрику. Готова предложить газетную площадь для этого и окружная газета «Преображенская площадь». По мнению новоселов, было бы правильным создать и постоянно действующую общественную комиссию, наделенную полномочиями по посещению МСЗ с целью проверки соблюдения технологического цикла на предприятии и имеющую возможность привлечения независимых организаций для проведения экологических проб. В состав такой комиссии можно было бы включить представителей муниципалитета, специалистов-экологов, специалистов-химиков, представителей ГУП «Экотехпром», журналистов и обязательно – жителей Кожухова ( особенно из 9-го микрорайона, непосредственно соседствующего с заводом), поскольку более строгих «контролеров» не найдешь.

ИСТОЧНИК

Опубликовано:7 Июль, 2013 13:38, Просмотров:588, ]]>Печать]]>

  Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

* Ваше имя:

* Текст:

Контрольный вопрос

Десять минус три будет, прописью?