ГЛАВНАЯ ИСТОРИЯ НОВОСТИ СПИСОК НОВОСТЕЙ ФОТОАЛЬБОМЫ ВИДЕО ФОРУМ УСЛУГИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ КОНТАКТЫ УПРАВЛЕНИЕ, СТРУКТУРА
ЧЛЕНЫ НАШЕГО КЛУБА КАРТЫ, ДОКУМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА НАШИ ДРУЗЬЯ Новости и деятельность МОИП
 

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА

Экологическая обстановка в столичном регионе требует принятия неотложных мер по ее стабилизации и улучшению. Правительством страны утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.», стратегической целью которой служит сохранение благоприятного качества окружающей среды для нынешних и будущих поколений граждан, что отвечает требованиям экологической безопасности государства.

Экологическая обстановка в Москве по данным докладов о состоянии окружающей среды остается сложной. В атмосфере города обнаружено более 500 веществ – загрязнителей, а контролируется только 30. Сточные воды сбрасываются очищенными всего на 73%. Москва-река входит на территорию города как «умеренно загрязненная», а вытекает уже как «очень грязная». Промзона в Москве занимает 24% территории, это больше чем зеленые насаждения города.

В столичном регионе необходимо решить следующие неотложные проблемы:

1. Наиболее серьезную потенциальную опасность для города и всего столичного региона представляют ядерные реакторы различных научных учреждений, эксплуатирующиеся с просроченными сроками эксплуатации (г. Лыткарино, г. Подольск и др.). Осложняют радиационную обстановку отсутствие надлежащего мониторинга и контроля за радиационно опасными объектами в Москве и области, а также отсутствие закона о радиационной безопасности.

2. Серьезной проблемой является питьевое водоснабжение столицы от наружных источников водоснабжения. Более 35% всех проб воды из питьевых водоемов не отвечает санитарно гигиеническим нормативам. Имеющиеся объекты водопотребления загрязняются, уничтожаются водоохранные зоны, вырубаются деревья вдоль водных артерий. Гендиректор водоканала г. Москвы С.В. Храменков констатирует: «Если дальше будет продолжаться бесконтрольная застройка и, как следствие, загрязнение сточными водами строящихся объектов в охранных зонах вдоль рек и водоемов, то через пять лет все они превратятся в мертвые водные объекты и потеряют свое назначение как объект водопотребления».

3. Остро стоит транспортная проблема. Насыщенность территории промышленными объектами, рост автотранспорта не пропорционально пропускной способности дорог резко обостряют проблему качества окружающей среды. На автотранспорт приходится около 85% всех выбросов вредных веществ. Ежегодный объем валовых выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в Москве составляет около 1 млн. т, в области – 2 млн. т. Весь этот смог, плюс выбросы промпредприятий насыщают территорию области, и розой ветров сносятся на восток. «Отфильтровать» эти выбросы может только лес и др. Растительность. Однако лесистость на востоке (Люберецкий, Раменский районы, г. Жуковский) – составляет всего 20-30% от нормы.

В Москве и ближайшем Подмосковье сформирован торгово-распределительный центр, в котором сосредоточено до 70% общего объема складских площадей России. Уже сейчас около 60% общего объема движения грузовых автомобилей в Москве и пригородной зоне связано с обслуживанием терминальноскладских комплексов. А с учетом роста площадей терминально-складских объектов в 2 раза, количество грузовых автомобилей увеличится с 190 тыс. до 350 тыс. в сутки! В результате активизации грузоперевозок дорожная сеть исчерпала свою пропускную способность. Начато строительство ЦКАД, но это не решит транспортные проблемы, как утверждают в НИИ транспорта и дорог г. Москвы.

Для решения этих проблем предлагается поэтапное развитие на перспективу сети скоростного автодвижения, между административными центрами европейской части России, а также формирование грузовых логистических центров за пределами области на рубеже Тверь-Владимир-Рязань, Тула-Калуга (разработки которых предлагает НИИ транспорта и дорог г. Москвы).

4. Обострение экологической обстановки в связи с урбанизацией области. Москва исчерпала свой градостроительный ресурс по основным объемам жилищного строительства. Численность населения в столичном регионе составляет более 20 млн. чел. Здесь «столпилась» почти пятая часть населения страны, не считая армии мигрантов. Из-за потока населения в столичный регион, оголяются остальные территории страны. Имеются территории, где проживают по 1 чел./кв. км.

Безудержная коммерческая застройка ближайшего Подмосковья, особенно лесопаркового защитного пояса Москвы, уродует исторический облик территории, вносит эстетический хаос в одноэтажную типично русскую деревенскую застройку. Если сейчас не остановить этот коммерческий бум, то область превратится в каменные «джунгли» с закатанной под асфальт зеленой зоной и больным населением.

Нами несколько раз проводилась экологическая экспертиза силами Отделения биологии РАН. Ученые отмечают, что существует прямая зависимость между площадями урбанизированных территорий и состоянием окружающей среды, а также лесистостью которая должна быть не ниже 40% застроенных территорий. Этого не происходит. Лесистость достигает всего 20-30% от нормы. Необходима комплексная программа по стабилизации урбанизированных территорий с сохранением и увеличением лесного покрова полноценными лесами, а не просто зеленой растительностью (газонами, цветами, декоративными кустарниками). В заключении экоэкспертизы отмечается: «Снижение средозащитной эффективности природной зеленой зоны г. Москвы, при полной урбанизации значительной части ее лесопаркового защитного пояса, будет иметь самые тяжелые последствия для населения Москвы и городов ближайшего Подмосковья. Отторжение большой территории, отличающейся высокой биологической продуктивностью, имеющей в условиях ядра Московской городской агломерации важное средообразующее и средостабилизирующее значение – недопустимо. Эта территория утратит свое полезное экологическое значение и станет источником антропогенного воздействия на окружающую среду». К сожалению, эти мрачные прогнозы ученых-экологов начинают сбываться. Территориальная целостность и компактность лесных массивов – обязательное условие сохранения экологической полноты территории и ее рекреационных качеств.

Какой же мировой опыт имеется у истории градостроительства, который можно использовать? Это может быть опыт Франции.

С 1968 г. вокруг Парижа начали строить девять «новых городов» где размещается растущее население столицы, стимулируется развитие этих районов за счет предприятий на безотходных технологиях. Там нет «ужасов транспортных проблем», проложены широкие и удобные автомагистрали, пешеходные зоны, велодорожки. В основе решения – взвешенная градостроительная политика с целью сближения жилья и мест приложения труда. А самое главное – между «новыми городами» и исторической столицей – нетронутая природа и простор, все строительство вынесено за 30-ти км зеленую зону вокруг Парижа. По прогнозам Париж ХХI в. должен был стать 16-миллионным монстром, а в результате этих прогрессивных идей сохранил свои 10 млн. населения. Руководство страны основой своей деятельности считало «создание города, соответствующего запросам людей, со сниженной этажностью и плотностью застройки, увеличением зеленых площадей и увеличением лесной растительности вокруг города».

Посмотрите на старинные русские города, от них веет самобытностью. Удобно жить и наслаждаться красотами этой природы. А зачем нам города-монстры, с нерешенными транспортными проблемами, в которых невозможно жить комфортно, невозможно никуда вовремя доехать на транспорте?

Борьба за землю в ближайшем Подмосковье все более разгорается, в эту сферу вовлечены большие денежные средства, исчисляемые миллиардами рублей, которые расходуются на покупку местной администрации, «крышевание» со стороны правоохранительных органов. Оплачивается также искусство обойти закон. Это есть коррупция в действии. Приняты ущербные законодательные акты, позволяющие грабить природные ресурсы страны. Ликвидирована Госкомэкология России, которая являлась контрольно-нормативным органом, госэкоэкспертиза, разогнаны лесхозы и органы лесной охраны, которые успешно работали более 100 лет. Идет безудержная застройка зеленой зоны Москвы, захват земли заповедников под строительство коттеджей.

Уровень хозяйственного освоения и степень урбанизации ближайшего Подмосковья достиг таких пределов, при которых вся территория, как составляющая часть Лесопаркового защитного пояса г. Москвы и ее природной зоны, уже не только не может в полной мере выполнять своего средозащитного назначения, но и сама нуждается в оздоровлении. Об опасности утраты зеленого пояса столицы предупреждали неоднократно, как экологи, так и градостроители. Во всех генпланах развития Москвы предусматривалось, как обязательное условие, ограничение территориального роста городов ближайшего Подмосковья и создание вокруг столицы широкого аграрно-лесного пояса. Без этого невозможно восстановление в регионе безопасной для жизни людей окружающей среды.

Экологическая обстановка складывается таким образом, что «монстры» в Москве и области постепенно «поедают» свое население, не оставляя шансов на выживание. На это указывает снижение продолжительности жизни населения, сокращение рождаемости, рост заболеваемости.

Первым барьером на пути деградации природной среды служит Лесопарковый защитный пояс. Подобно зеленому щиту, он не только регулирует температуру и влажность окружающей среды, но и защищает нас от неблагоприятных антропогенных воздействий. При высокой плотности населения область имеет очень малый (менее 0,14 га) удельный вес лесов, приходящихся на одного человека. Но и с тем, что у нас есть, мы обращаемся недопустимо безответственно.

Почувствовав ослабление природоохранного законодательства, в леса ринулись полчища «толстосумов», которые ворочают миллиардами. В ст. 102 Лесного кодекса РФ введена поправка от 11 февраля 2009 г. о праве на расчленение земель Лесфонда: «лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях Лесфонда, до введения в действие Лесного кодекса, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны». Высокоорганизованная биологическая система переводится в усеченную биологическую субстанцию «лесопарковые зоны» с целью ее дальнейшего использования не по целевому назначению, переводу в земли поселковых территорий и застройкой их коттеджами.

Необходимо пресечь очередную лазейку коррупционерам, для чего внести предложения в Госдуму о введении моратория на указанную поправку, являющуюся антиконституционной (ст. 36. ч. 2 Конституции РФ). Что также находится в противоречии с Постановлением Конституционного суда РФ по Лесфонду.

По данным Счетной Палаты РФ самозахватом изъято из обращения более 1000 га лесов Лесфонда. Причем эта цифра нарастает при бездействии правоохранительных органов и органов местной власти. В заключении СП РФ отмечено: «Территория пригородной лесопарковой зоны Москвы фактически является безхозной, там орудуют коммерческие застройщики, не проводятся лесопатологические мероприятия, противопожарные и природоохранные меры, не пресекаются лесонарушения, распущены лесхозы и лесоохрана».

Функцию охраны лесов Лесной кодекс возложил на арендаторов, которые изначально эти вопросы решать не могут и не хотят, у них другие цели: обратить аренду в частную собственность и использовать эту площадь не по целевому назначению.
Нигде в мире нет такого безобразного отношения к лесам, как у нас. Почему не учитываем опыт других стран? Почему Китай, после катастрофического наводнения на реке Янцзы, запретил вырубку своего леса и ввозит его из России? Почему Польша оставила леса в госсобственности? В США лесные отношения регулируются государством. В этих условиях Московский регион нуждается в особом режиме правового регулирования лесных территорий, аналогичном экосистеме Байкала. В 2000 г. мы обратились в Верховный суд России с иском к Правительству России по поводу незаконного перевода лесов лесфонда Подмосковья под нецелевое использование. Суд впервые в судебной практике признал перевод этих лесов незаконным. Конституционный суд России определил правовое
положение лесов Лесфонда страны, отметив: «Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональности и значимости для общества…представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой имеет специальный правовой режим!». Где здесь аренда лесов и частная собственность? Лесфонд – это золотое достояние страны и основа ее жизнедеятельности.

Однако беспредел в лесном хозяйстве продолжается. Представители крупного капитала протащили через Госдуму в Лесной кодекс ряд лазеек, создающих возможность перевода лесов в частную собственность посредством аренды, нанося тем самым огромный ущерб лесному хозяйству.

Понятие «аренды защитных лесов» вообще отсутствует в Лесной кодексе, а механически переносится из диспозиции «лесные участки» на все виды аренды. Однако распространять арендные отношения на защитные леса неправомерно, так как они выполняют особые санитарно-экологические функции вокруг городов и являются зеленым щитом населения от антропогенных воздействий окружающей природной среды. С учетом ее расширительного толкования, аренда защитных лесов себя скомпроментировала. В порядке законодательной инициативы необходимо внести поправки в гл. 6 «О введении моратория на аренду защитных лесов в столичном регионе».

В ст. 41 п. 2 Лесного кодекса РФ разрешается возведение, при рекреационной деятельности, временных построек. Однако, на практике, осуществляется передача рекреационного участка в аренду для нецелевого использования и строительства коттеджей. Ввести мораторий на разрешение при рекреационной деятельности временных построек (в ст. 41, п. 2 ЛК РФ), а также поправку в ст. 102 от 11.02.2009 г. и сохранить целостность экосистемы защитных лесов Подмосковья.

Давайте называть все своими именами: новый Лесной кодекс РФ игнорирует требования Конституции РФ и решения высших судебных органов страны в угоду частному капиталу, и ведет к новому переделу собственности и криминализации страны. Давайте будем честными перед народом: изымем из Конституции страны гарантии и будем знать, что их нет. Если хотим заложить основы гражданского общества, необходимо неукоснительно выполнять все требования Конституции РФ, а не заниматься очковтирательством и подменять их видимостью законности.

5. Требует решения проблема твердых бытовых отходов. Власть вынуждена признать, что основным способом обезвреживания отходов в Москве и области остается полигонное захоронение. Московский мусор, как и несколько лет назад, принимает 18 областных полигонов, позволяющих в общей сложности сравнивать с землей почти 2 млн. Т мусора. Однако их лимит подходит к концу (закрыты Торбеевский полигон, Некрасовская свалка, образованная с нарушением действующего законодательства). «Экосоюз» проводил по Некрасовской свалке свою экологическую экспертизу и в Люберецком суде добился ее закрытия.

В Московской области переработка отходов производится также сжиганием, но этот метод также неприемлем, т.к. сильно отравляет окружающую среду. Альтернативным вариантом считается строительство мусороперерабатывающих заводов, на которые отходы поступают с предварительной сортировкой. Это не только решит проблему экобезопасности, но и позволит в 3,5 раза снизить себестоимость переработки.

6. Проблема решения границ г. Москвы. Проблема роста столицы принята спонтанно, не учтены плюсы и минусы этой реорганизации, а главное – нарушены демократические принципы решения таких проблем. Не проведены комплексные градостроительные и экоэкспертизы, общественные слушания, не учтено мнение населения, особенно сельского. Для таких мероприятий Закон предусматривает проведение местного референдума (нарушены ст. 3 ч. 3 и ст. 131 ч. 2 Конституции РФ).

Общественная палата РФ провела общественные слушания на тему «Экологические аспекты схемы территориального развития Московской области». Отмечено, что главные факторы, ведущие к обострению ситуации – систематические нарушения действующего природоохранного законодательства, Градостроительного, Земельного, Лесного и Водного кодексов РФ, неэффективна работа контрольно-надзорных органов, все это создает угрозу национальной безопасности страны.

На основании изложенного считаем необходимым:

I. Провести полную ревизию всех ядерных установок в регионе, выявить наиболее опасные предприятия с просроченными сроками эксплуатации.

Считать необходимым в первую очередь принять закон «О радиационной безопасности», предварительно провести общественные слушания.

Усилить контроль и мониторинг за радиационно опасными объектами, четко определить компетенцию субъектов РФ.

II. Усилить внимание органов власти за источниками питьевого водоснабжения в Москве и области.

Разработать систему подземного водоснабжения столицы на период ЧС.

Наладить контроль и мониторинг за объектами питьевого водоснабжения. Полностью восстановить вырубленную лесную растительность в водоохраной зоне за счет виновных в соотношении 1:3. Потребовать от правоохранительных органов произвести расследование фактов захватов территории водоохранных зон под строительство. Произвести арест недвижимости в порядке искового производства. Решить вопрос в суде о незаконном захвате земли и сносе возведенных строений.

III. Провести радикальную перестройку транспортной системы г. Москвы и магистралей области, прилегающих к Москве. Отказаться от радиальнокольцевой системы, абсолютно тупиковой по магистральному обслуживанию транспортных потоков. На федеральном уровне решить вопрос о развитии скоростных автомагистралей между административными центрами европейской части страны. Создать грузовые логистические центры за пределами области: на рубеже Тверь-Владимир, Рязань-Тула-Калуга.

Войти в Правительство РФ с предложением одобрить план реконструкции московского транспортного узла и обеспечить его необходимым финансированием.

IV. Остановить сплошную урбанизацию области высотными коммерческими комплексами.

Ввести квоты на возведение низкоэтажной застройки, с учетом исторических особенностей Подмосковья. В первую очередь обеспечить жильем местное население (ветеранов, жителей ветхих строений и многодетных граждан).

Исключить из практики жилищного строительства застройку территорий, занятых защитными лесами. В практике застройки подмосковных территорий руководствоваться требованиями ст. 44, ч. 3 Конституции РФ. Соблюдать принципы озеленения вокруг промышленной и жилищной застройки из расчета не менее 40%, сохраняя естественный состав почвы под лесными культурами.

Разработать и установить особый режим природопользования в зеленой зоне Москвы, наподобие охранной зоны озера Байкал. Особое внимание уделить учреждению экокаркаса пригородной зеленой зоны из особо охраняемых природных территорий, увеличив ее площадь в два раза.

Учредить в каждом районе лесопитомники. Утвердить и ввести в действие Положение об обязательных компенсационных посадках взамен убранных лесных деревьев в соотношении 1:3.

Считать целесообразным заключить соглашение между Губернатором области и Мэром г. Москвы о сохранении и воспроизводстве лесной растительности в лесах зеленой зоны г. Москвы, разработать механизм правового регулирования этими лесами, исключив их уничтожение под нецелевое использование, определить функции Москвы и области в этой сфере.

Разработать и осуществить особый порядок правового регулирования рекреационной территории, исключить перевод лесов Лесфонда в леса поселковых территорий и их последующую застройку.

Рассмотреть вопрос о возможности застройки коттеджами и строениями свободной от защитных лесов территории за пределами 80-км зоны области с развитием необходимой инфраструктуры этих поселений и их обустройства.

И.Н. КУЛИКОВ,
Президент Межрегиональной
Общественной организации«Экосоюз»

Источник: Газета «Природно-ресурсные ведомости»
№10 (385), октябрь 2012 г., стр. 5.

Опубликовано:11 Ноябрь, 2012 11:43, Просмотров:494, ]]>Печать]]>

  Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

* Ваше имя:

* Текст:

Контрольный вопрос

Количество времен года (сезонов), прописью?